Ноябрь 15   Долговой рекорд

Большинство стран еврозоны не способно выполнять ее базовые финансовые условия.

Последнее исследование «Евростата» показало, что совокупный госдолг стран еврозоны достиг 87,2 % ВВП. Этот показатель оказался рекордным за всю историю существования единой европейской валюты. При этом 14 из 17 стран еврозоны не выполняют условия одного из базовых документов блока – Маастрихтского договора, который требует, чтобы госдолг к ВВП не превышал 60 %.

Тем временем, МВФ опубликовал очередной прогноз по европейской и мировой экономике World Economic Outlook. В целом ситуация несколько ухудшилась, хотя риск глобальной рецессии сейчас составляет 1 %, считают аналитики фонда. Причем, для Европы риск наступления нового кризиса составляет 55 %, а для США гораздо меньше – 15 %, опасения вызывает и Япония – 14 % риска. Однако в случае обострения проблем Евросоюза главными жертвами станут страны Восточной Европы и СНГ. Особенно велика опасность для России, которая является самым крупным торговым партнером Евросоюза в регионе, и может стать «переносчиком» вируса экономического кризиса дальше на Восток, считают в МВФ – от нас он распространится на все страны СНГ.

Помимо снижения спроса на энергетические товары России, европейский кризис резко снизит приток капитала в страну, а так как российские банки в основном живут на кредиты своих европейских коллег, то это может означать лишь одно – начало банковского кризиса, считают аналитики. Опасения МВФ вызывает и бурный рост бюджетных расходов России, и связанное с этим повышение не нефтяного дефицита бюджета, который за последние годы утроился. Сейчас бюджетный профицит России держится исключительно на сверхдоходах от дорогой нефти, но скоро, возможно, эта «халява» закончится.

Среди стран Евросоюза самые большие опасения МВФ вызывает на сей раз не Греция, а Испания. Испанские проблемы выступают на первый план, в том числе, благодаря гораздо большим размерам ее экономики и, соответственно, влиянию на ситуацию в еврозоне. Внешний долг Испании рос повышенными темпами все последние месяцы, и достиг 1,9 трлн. евро, что в сравнении с ВВП страны в 0,7 трлн. евро составляет 284 %. Причем, больше всего Испания должна Германии – 131 млрд. евро, и Франции – 111 млрд. евро. Ее долги перед Великобританией достигают 78 млрд. евро и 48 млрд. евро страна задолжала США. А такие огромные долги требуют больших затрат на их обслуживание. Поэтому Испании приходится регулярно размещать евробонды, что, впрочем, только наращивает пирамиду долга. Да и дают деньги все менее охотно и под большие проценты.

На прошедшей неделе Испания разместила среднесрочные гособлигации общей стоимостью 3,2 млрд. евро, доходность по которым выросла до 3,1 %. Однако после этого доходность по 10-летним испанским облигациям на вторичном рынке упала ниже уровня последнего размещения под 6 %. Как пишут аналитики, инвесторы положительно оценили тот факт, что Испания вообще еще способна привлекать заемные средства, несмотря на их резко возросшую стоимость. Для сравнения, во вторник аукцион провела и Греция, которой удалось привлечь 1,8 млрд. евро лишь по ставке 4,2 %, что хотя и ниже прежних 4,25 %, но все равно дороже испанских займов. Но самое интересное, что вполне благополучная с финансовой точки зрения Россия недавно заняла средства на европейском рынке почти под 4,6 % доходности. Видимо, мировые инвесторы оценивают ее платежеспособность даже ниже дефолтных стран еврозоны.

Между тем, как заявил Reuters председатель Центробанка Германии и член правления ЕЦБ Йенс Вайдман, власти Испании должны расценивать неудачные итоги аукционов по размещению гособлигаций как стимул к поиску первопричин долгового кризиса, а не как повод обращаться за помощью к Европейскому Центробанку. Тем временем, эксперты отмечают, что испанские коммерческие банки слишком много занимают у ЕЦБ – объем заимствований в марте в два раза превысил показатель февраля и составил 316,3 млрд. евро. В тоже время, глава совета министров финансов зоны евро Жан-Клод Юнкер оценил испанскую ситуацию как стабильную: «Я не считаю, что Испании потребуется помощь извне в каком бы то ни было виде». А член совета управляющих ЕЦБ Йорг Асмуссен заявил, что острая фаза кризиса для всех бедствующих стран еврозоны, включая и Испанию, уже пройдена и ответственность за дальнейшее решение долговой проблемы лежит исключительно на правительствах стран: «Мяч теперь в их руках, они должны действовать».

Напомним, что к спасению от банкротства в Евросоюзе уже прибегли Ирландия, Португалия и Греция, получившие финансирование как от МВФ, так и от европейского фонда стабильности EFSF. Однако после этого EFSF и сам столкнулся с ростом доходности по выпускаемым им бумагам – ставка последнего размещения возросла с 0,2 % до 0,25 %. В связи с этим президент Франции Никола Саркози заявил о необходимости увеличения роли ЕЦБ в разрешении европейского кризиса и стимулировании экономического роста. Но глава немецкого ЦБ Вайдман с ним не согласен: несмотря на то, что программа выкупа облигаций продолжает действовать, ЕЦБ не обязан прибегать к ней при любом повышении процентных ставок по суверенным бондам той или иной страны зоны евро, считает он.

Здесь нужно отметить, что в течение последних пяти недель ЕЦБ не проводил выкупа облигаций стран еврозоны, прекратив его впервые с августа 2011 года, когда эта программа была возобновлена в ответ на обострение долгового кризиса. Правда, при этом с конца января нынешнего года недельные объемы покупок облигаций ЕЦБ исчислялись всего лишь десятками миллионов евро против 10-14 млрд. евро на пике кризиса в августе-сентябре 2011 года. Но, тем не менее, постоянное вбрасывание денег на рынок подогревало инфляцию в Еврозоне. «Программа выкупа облигаций должна действовать лишь в разумных пределах, но это не означает, что сейчас она полностью прекращена», – пояснил Вайдман. Некоторые инвесторы все же ждали, что и на этот раз ЕЦБ вмешается и предотвратит рост доходности испанских бондов, как это было сделано годом ранее в отношении Италии, но их ожидания не оправдались. «Наши полномочия не касаются выделения финансовой помощи, для таких целей существуют специализированные фонды стабильности», – категорически заявил член правления ЕЦБ.

А, тем временем, бедствующие государства зоны евро продолжают выпрашивать деньги у ЕЦБ, они настаивают на смягчении условий кредитования из фонда стабильности, говоря, что EFSF должен иметь возможность кредитовать коммерческие банки напрямую, а не через правительство страны. Это особенно выгодно Испании, банковский сектор которой до сих пор не может восстановиться после обвала на рынке недвижимости. Конечно, если EFSF будет разрешено кредитовать испанские банки напрямую, то это избавит правительство страны от необходимости вводить дополнительные меры жесткой экономии сверх запланированных. Такое расширение полномочий EFSF могло бы стать позитивным моментом и для самого ЕЦБ, так как избавило бы его от части нагрузки по выводу еврозоны из долгового кризиса.

Вопрос в том, сколько еще можно продолжать подпитывать деньгами страны, которые сами не способны выбраться из кризиса и тянут за собой в его пучину остальные, вполне «дееспособные» государства. Поэтому основные страны-доноры EFSF, и в первую очередь Германия, выступают категорически против любых мер, которые могут повлиять на отказ государств еврозоны проводить программу фискальной консолидации.

Но угроза всеобщего кризиса следом за европейским уже заставляет весь мир помогать еврозоне. Япония выделит через МВФ 60 млрд. долларов кредитов на поддержку европейской экономики, страны G20 тоже могут выделить порядка 400-500 млрд. долларов для борьбы с долговым кризисом еврозоны.